До Первой мировой трамваи рижского «Феникса» бегали в разных городах России, один же из самых необычных - по соседству с Ригой – в… Кемери.

«Начало лечебного сезона совпало с осуществлением в Кеммерне целого ряда работ. Из более крупных отметим устройство электрического трамвая, чтобы соединить Кеммерн с берегом рижского залива», - писала газета «Взморье» 20 мая 1911 года. А уже следующим летом газета рассказывала о новой линии. «… С открытием трамвайного сообщения для Кеммерна наступает новая эра, и теперь он поистине может быть назван не только «серным и грязевым», но и морским курортом». Юрмальская газета уточняла и некоторые подробности новой трамвайной линии. Протяжённость составила 7,5 версты, а само строительство обошлось в 175 тысяч рублей и заняло два года.

В начале 80-х, случайно наткнувшись на эту старую газетную публикацию, я не мешкая отправился в Кемери, чтобы разыскать кого-нибудь из очевидцев тех событий. Главврач одного из санаториев подсказал: «Да, есть у нас старушка, которая родилась ещё  в прошлом веке…»

Мне повезло. Александра Вациете, - так звали старушку, - оказалась не просто очевидцем открытия трамвайного маршрута, она была кондуктором  того самого кемерского чуда.

Трамвай ходил только летом, - вспоминала она. – Следовал по такому маршруту: станция Кемери – санаторий и дальше к морю. В трамвайном вагончике было 26 мест. Иногда, когда день был жарким, к трамваю прицепляли  деревянную открытую платформу. В 1913 году по линии курсировали пять мотор-вагонов и четыре прицепных.

Дотошная юрмальчанка сохранила в домашнем архиве и данные о количестве перевезённых пассажиров  и даже вырученных средствах. Например, с 15 мая по 18 июля 1913 года было перевезено 116 тысяч 644 пассажира, продано билетов на сумму 12 тысяч 988 рублей 70 копеек.

Трамвай бегал из Кемери до Яункемери.


Тот конечный пункт у моря, до которого добегал трамвай, вскоре получил название, которое теперь известно не только в Латвии, но и далеко за её пределами, - Яункемери.

Трамвай на конечной в Ново-Кеммерне (ныне Яункемери).


А сам трамвай прожил, к сожалению, недолго. В 1915-м. когда фронт неумолимо приближался к взморью, и на пляже можно было увидеть новобранцев, обучающихся военному делу, трамвайную линию закрыли. В 1930-е годы по этому маршруту курсировал дизельный трамвайчик, а после войны на месте трамвайной колеи проложили шоссе, по которому сейчас идёт 6-й автобус.

Однако, кеммернская трамвайная линия была не единственным оригинальным проектом начала века. В той же газете «Взморье» за 1912 год читаю: «Бельгийское акционерное общество начало строительство электрической двухколейной трамвайной линии Рига-взморье. Ориентировочный маршрут её: Рига – Кифернгальт (Приедайне) – Бильдерлингсгоф (Булдури) – Эдинбург-1 (Дзинтари) – Эдинбург-2  - Майоренгоф (Майори) – Дуббельн (Дубулты). Конечный пункт – Ассерн (Асари)».

Уточнялось, что скорость трамвая будет достигать 60 км в час и до Майоренгофа он должен долететь за каких-то 20 минут. Предполагалось, что до Приедайне трамвай будет идти без остановок. Но и в этот проект вмешалась война. Строительство линии не было завершено.