Об ушедшем взморье многое можно узнать из раздела рекламы газеты «Сегодня». Где танцевали и какие конфеты любили, что курили и какой косметикой пользовались. Таких подробностей и в путеводителе не сыщешь. Итак, Рижское взморье, июнь 1938-го.
Самые популярные рестораны только открыли сезон. О «Лидо» и «Корсо» лучше, чем в стихах, не расскажешь.
«Вновь "Лидо" к жизни воскресает
И громогласно заявляет,
Что в "Лидо" дачники найдут
Вполне изысканный уют.
Что там опять полна программа
Прославленными номерами, Что 101 аттракцион
На лето в "Лидо" приглашён.
Что в "Лидо" снова всё сверкает,
Оркестр Альянского играет».
Знаменитый оркестр Миши Альянского девять месяцев играл в столице – у «Отто Шварца» и в «Риме», а летом переезжал в Юрмалу.
«Корсо» брал другим – воздушными акробатами и «лучшими исполнителями испанских танцев» - «Лос цыгане Ванко».
«Оживилось снова взморье
С появленьем горожан,
И открыл сезон в "Майори"
"Корсо" – дансинг-ресторан».
«Дансинговать» можно было и в кафеюшках, работающих прямо на пляже. В одном из них – Marino в Майори – к услугам был не только дансинг, но и завтрак, обед, ужин «по умеренным ценам». Большой выбор молочных коктейлей, а с выпивкой напряг. В будни и только пиво. Курить не запрещалось. Что курили?
«Дабы на даче жить легко,
Курить всем надо Rokoko»
Дымил в основном сильный пол, слабый потягивал кофе с шоколадом.
«Вновь разумен общий взгляд
(Нельзя смотреть иначе),
Что Геггингера шоколад
Необходим на даче.
С ним летом наша жизнь сладка
И вдвое всё прелестней –
И пляж, и дюны, и река,
И звуки дачной песни».
Пудру, крем, одеколон дачницы покупали у рижского парфюмера Бельчикова, который с началом сезона открывал магазин в Майори – «чтобы в даме каждый атом был пропитан ароматом».
А вот о пансионах не слагали стихов. И правильно. Как можно поэтизировать то, что пансион Мироновой-Спицыной приглашает русскую публику, а пансион «Ницца» - еврейскую. Были пансионы для поляков, немцев. Национальная разобщённость никуда не исчезла с дореволюционных времён, чтобы не утверждали новые историки об «улманисовской Латвии». Старые объявления рассказывают больше, чем пухлые монографии.
С помощью газетных объявлений назначали рандеву. «Господина, которого встретила на Турайдас,9, буду ждать на Йомас,22. Сегодня в 7 вечера». Знакомились и традиционно. «Друга жизни из рабочей среды 45-60 лет ищет вдова 38 лет».
Но больше всего «взморских объявлений» о поисках работы. Здесь и «абсолвентка французских высших учебных заведений», готовая обучать языку Гюго и Бальзака, и «барышня, ищущая место гувернантки к детям», и «молодой человек, с отличием окончивший русскую гимназию»… Но берут только с рекомендациями от прежних работодателей. Даже в магазины игрушек. «Требуется барышня с рекомендацией на взморье – в игрушечный магазин».
Сдавали ли дачи? Конечно. Спросом пользовались с удобствами. А ими в 1938-м считались радио и электричество (это подчёркивалось в объявлениях). И… без клопов. Вредные букашки были бичом Юрмалы. Предложений справиться с клопами не меньше, чем сегодня о замене окон и дверей. «Клопов окончательно уничтожаю повышенным газом Nitrilin. Запах быстро исчезает. Безвредно для мебели и одежды. Полная гарантия».
Узнают ли что-нибудь потомки о сегодняшнем взморье из рекламных объявлений? Вероятно. Визуальный ряд, как сказали бы профессионалы от рекламы, стал богаче. Но вот стихов о новом времени не пишут. А ведь как это здорово вместо картинки прочитать:
«Природы дополняя виды,
На взморье к радости рижан
На Троицу открылось "Лидо",
Шикарный взморский ресторан».