Об ушедшем взморье многое можно узнать из раздела рекламы газеты «Сегодня». Где танцевали и какие конфеты любили, что курили и какой косметикой пользовались. Таких подробностей и в путеводителе не сыщешь. Итак, Рижское взморье, июнь 1938-го.

 


 Самые популярные рестораны только открыли сезон. О «Лидо» и «Корсо» лучше, чем в стихах, не расскажешь.

«Вновь "Лидо" к жизни воскресает

И громогласно заявляет,

Что в "Лидо" дачники найдут

Вполне изысканный уют.

Что там опять полна программа

Прославленными номерами, Что 101 аттракцион

На лето в "Лидо" приглашён.

Что в "Лидо" снова всё сверкает,

Оркестр Альянского играет».

 

Знаменитый оркестр Миши Альянского девять месяцев играл в столице – у «Отто Шварца» и в «Риме», а летом переезжал в Юрмалу.

«Корсо» брал другим – воздушными акробатами и «лучшими исполнителями испанских танцев» - «Лос цыгане Ванко».

 

«Оживилось снова взморье

С появленьем горожан,

И открыл сезон в "Майори"

"Корсо" – дансинг-ресторан».

 

«Дансинговать» можно было и в кафеюшках, работающих прямо на пляже. В одном из них – Marino в Майори – к услугам был не только дансинг, но и завтрак, обед, ужин «по умеренным ценам». Большой выбор молочных коктейлей, а с выпивкой напряг. В будни и только пиво. Курить не запрещалось. Что курили?

 

«Дабы на даче жить легко,

Курить всем надо Rokoko»

 

Дымил в основном сильный пол, слабый потягивал кофе с шоколадом.

 

«Вновь разумен общий взгляд

(Нельзя смотреть иначе),

Что Геггингера шоколад

Необходим на даче.

С ним летом наша жизнь сладка

И вдвое всё прелестней –

И пляж, и дюны, и река,

И звуки дачной песни».

 

Пудру, крем, одеколон дачницы покупали у рижского парфюмера Бельчикова, который с началом сезона открывал магазин в Майори – «чтобы в даме каждый атом был пропитан ароматом».

 

А вот о пансионах не слагали стихов. И правильно. Как можно поэтизировать то, что пансион Мироновой-Спицыной приглашает русскую публику, а пансион «Ницца» - еврейскую. Были пансионы для поляков, немцев. Национальная разобщённость никуда не исчезла с дореволюционных времён, чтобы не утверждали новые историки об «улманисовской Латвии». Старые объявления рассказывают больше, чем пухлые монографии.

 

С помощью газетных объявлений назначали рандеву. «Господина, которого встретила на Турайдас,9, буду ждать на Йомас,22. Сегодня в 7 вечера». Знакомились и традиционно. «Друга жизни из рабочей среды 45-60 лет ищет вдова 38 лет».

 

Но больше всего «взморских объявлений» о поисках работы. Здесь и «абсолвентка французских высших учебных заведений», готовая обучать языку Гюго и Бальзака, и «барышня, ищущая место гувернантки к детям», и «молодой человек, с отличием окончивший русскую гимназию»… Но берут только с рекомендациями от прежних работодателей. Даже в магазины игрушек. «Требуется барышня с рекомендацией на взморье – в игрушечный магазин».

 

Сдавали ли дачи? Конечно. Спросом пользовались с удобствами. А ими в 1938-м считались радио и электричество (это подчёркивалось в объявлениях). И… без клопов. Вредные букашки были бичом Юрмалы. Предложений справиться с клопами не меньше, чем сегодня о замене окон и дверей. «Клопов окончательно уничтожаю повышенным газом Nitrilin. Запах быстро исчезает. Безвредно для мебели и одежды. Полная гарантия».

 

Узнают ли что-нибудь потомки о сегодняшнем взморье из рекламных объявлений? Вероятно. Визуальный ряд, как сказали бы профессионалы от рекламы, стал богаче. Но вот стихов о новом времени не пишут. А ведь как это здорово вместо картинки прочитать:

«Природы дополняя виды,

На взморье к радости рижан

На Троицу открылось "Лидо",

Шикарный взморский ресторан».