Своеобразные свидетели истории Рижского взморья – станционные здания. Деревянные, каменные, из бетона, стекла.  Старейшее – в Вайвари.  Краевед  Волдемар Эйхенбаум считает, что это единственное, уцелевшее с XIX века. Остальные построены в 1920-е годы. Или после войны.

В 1877 году, когда между Ригой и взморьем открылось железнодорожное сообщение, на курорте построили восемь станционных зданий. Выглядели они иначе, чем сегодня.  От платформы здания были отделены барьером, направлявшим толпу приезжих к единственному выходу с перрона, возле которого дотошный сторож проверял билеты. Известный русский писатель Леонид Андреев, отдыхавший  в 1901 году на взморье, иронизировал по этому поводу: «Обычай строг, сторож ещё строже, и администрация дороги совершенно уверена, что безбилетному пассажиру при этих условиях капут». Но что делать – немцы любили порядок.

 

Первые станции сплошь из дерева. Самая большая - в Дуббельне, который считался центром курорта. Там имелись просторное багажное отделение и буфет, который оценил  и Иван Александрович Гончаров, приезжавший  в Дуббельн девять сезонов, в 1880-е.

Деревянных станций сегодня сохранилось четыре. Помимо Вайвари, в Лиелупе, Пумпури, Слоке. Не раз доводилось слышать, будто лиелупская – образец дореволюционной эпохи. Заблуждение: построена в 1920-е.

 

Помню. Как во второй половине 1990-х сносили майорский вокзал. Пока долгие годы рядом  строили новый, кирпичный, деревянный не убирали. Главный архитектор Юрмалы говорил мне, корреспонденту газеты «Юрмала», что деревянное здание стоит сохранить. В нём можно оборудовать экспозицию по истории курорта, сувенирные магазинчики, кафе. Трепался. А какое  сегодня было бы в Майори  уникальное здание, сдержи он слово! Ведь после пожара 1914 года. Когда огонь выкосил половину деревянной Йомас, старинных деревянных зданий в Майори не осталось.

На особом счету до революции была станция Асари. В летние месяцы по вечерам  туда подавался грузовой вагон из Петербурга. А утром жители столицы получали лучшую в империи клубнику – асарскую.  Её, кстати, там начали выращивать впервые в стране в 1870-е.

Нынешний вокзал Асари  построили в 1926-м по проекту архитектора Федера. При Улманисе появились симпатичные каменные станции в Приедайне и Кемери. Однако асарская станция больше «засветилась». Не только  в связи с клубникой. В 1944-м немцы заминировали её, перед отступлением собирались пустить на воздух. Помешали местные железнодорожники.

Советская эпоха тоже осталась несколькими станциями – в Дубулты, Майори. Дубултский вокзал построили в 1978 году по проекту ленинградского архитектора Явейна.  В советское время проекту нещадно досталось «на кухнях» латвийских архитекторов: «Что за безвкусица? Зачем навес?» Время всё расставило по своим местам. От той эпохи остался дубултский вокзал, майорский уж очень безликий.

Нынешняя эпоха в архитектуре  юрмальских вокзалов пока не представлена. Может, и к лучшему. Не хватало ещё вместо юрмальских станций – «стокманов» и «ориго»