Не так давно ко мне попала старинная открытка - деревян­ный православный храм в Эдинбурге - на границе нынешних Дзинтари и  Майори. Захотелось узнать подробнее о нём - ведь сегодня православных храмов здесь нет. (Примечание: книга издана в 2009 году, а в 2013 году на том самом месте, где когда-то стоял деревянный храм, началось строительство новой церкви).

Тем, кто бывал в Юрмале, наверняка известен большой метал­лический глобус на улице Турайдас. Рядом и находилась когда-то церковь Казанской Божьей Матери. Освятили ее в 1896 году- 23 августа. Прекрасный образец деревянного зодчества, вписывающийся в архитектуру тогдашнего взморья.

Церковь Казанской Божьей Матери стала второй православ­ной в центральной части взморья. В 1867-м в Дубулты была ос­вящена каменная церковь Святого князя Владимира. Возведение обоих храмов финансировало рижское православное Петро­-Павловское братство. Сохранилась смета строительства церкви в Дзинтари - 6297 рублей 70 копеек.

В первое время богослужения в Дзинтари велись только летом - вне сезона на взморье проживало около 200 православных. Но уже с 1909-го службы проводились круглый год.

Настоятелем храма в Дзинтари был настоящий подвижник – Николай Шалфеев. Его сын Борис вошел  в историю города как «рижский Гиляровский». Заведующий историческим отделом газеты «Сегодня» в 1930-е, он оставил ряд блестящих очерков о прошлом города. Николай Шалфеев был настоятелем храма до начала Первой  мировой войны - в 1914-м он эвакуировался в глубь России. В Москве поступил в Духовную академию, из рук патриарха Тихона получил одну из высших духовных наград - на него была возложена палица. В 1920-е в Риге отец Николай становится настоятелем Ивановского прихода. Среди коллег он выделялся тем, что был завзятым театралом. Не случайно именно его Рижский русский театр приглашал в начале сезона служить молебен. Николай Шалфеев умер в 1941-м - при немцах.

Незадолго до этого он ходатайствовал перед новой властью о по­хоронах танкистов, погибших при отступлении Красной армии. Отцу Николаю, свободно говорившему на немецком, не стали чинить препятствий. Но вскоре самого вызвали в гестапо - у не­мцев появилась информация, что священник помогает детям из рижского гетто. Через два дня после беседы Шалфеев умер...

 

 

В советское время действующим оставался лишь православ­ный храм в Дубулты. А в 1962 году за сутки церковь в Дзинтари была уничтожена. Сейчас говорят - по команде Хрущева, хотя решение подписало партийное руководство Латвии. Истину ус­тановить сложно, но то, что нынче модно всех собак вешать на Москву, - факт.

В 1970-е на месте храма построили выставочный зал. Выставками, честно признаюсь, он не запомнился, а вот кафе в нём бы­ло. Проходили там и встречи с известными гостями курорта – в День работника торговли их для подчиненных устраивало руко­водство Юрмальского управления торговли.

Выставочный зал - тоже уже история. Здание сгорело. А цер­ковью, которая связана с именем Николая Шалфеева, можно лю­боваться лишь на старых открытках. Они очень редкие. На обо­ротной стороне той, что попала ко мне, можно увидеть печать: «Оскарс Цинкс». В советское время это был самый известный коллекционер старинных открыток. В 1990-е он умер. А открыт­ки из его бывшей коллекции продолжают жить в рассказывать нам о прошлом Риги и Юрмалы.



Примечание:

 

  - 30 ноября 2011 года Латвийская Православная Церковь в соответствии с законодательством Латвийской Республики юридически утвердила своё право собственности на постройки, расположенные на церковном земельном участке в Дзинтари на ул. Турайдас, 11 (в полном соответствии с законами страны Латвийская Православная Церковь получила акт в Земельной книге).

  - 16 февраля 2012 года состоялось заседание Юрмальской думы, на котором думой было дано разрешение на снос построек, расположенных на церковном земельном участке в Дзинтари на ул.Турайдас 11, и дальнейшие архитектурно-проектировочные работы будущего здания церкви.

 - К началу 2013 года обветшавшие постройки были снесены.

 - 28 июля 2013 года был заложен камень в основание храма.

 - В декабре 2014 года завершён нулевой цикл строительства.

 - Храм строится по проекту архитектора Дидзиса Круминьша из SIA "DO studio" на средства пожертвования прихожан.

 - Высота звонницы вместе с крестом составит 27,96 метра (высота самой колокольни — 23,18 метра).

Строительство Казанского храма в Юрмале — эта очередное достижение Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, по благословению которого в Латвии возрождены и вновь построены десятки православных церквей. Владыка Александр сказал: "Несомненно, возрождаемый Казанский храм украсит Юрмалу — этот популярный международный курорт, куда приезжают туристы со всего мира. Для одних храм станет великой духовной ценностью -- ведь это прежде всего дом Божий, а других привлечет его блистательная архитектура и изящество. К слову, рижская пресса еще в 30-х годах ХХ века отмечала, что западных туристов в Латвии более интересуют православные храмы, нежели храмы западных конфессий, которые они в изобилии видели у себя на родине. Думается, Юрмала только выиграет от появления в ее центре такого великолепного здания. И мы благодарим всех тех, кто понимает и тонко чувствует истинную красоту и помогает в осуществлении этого проекта".

Таким будет новый Храм