В Майори не много найдётся зданий, которые в известности могли бы соперничать с «дачей Беньямина» и бывшим рестораном «Лидо». Казалось бы, между строениями ничего общего – одно гранитное, монументальное, другое деревянное, в традиционной для взморья манере. Однако, оба связаны с именем самого известного русского архитектора довоенной Латвии – Сергея Антонова.

«Лидо» был открыт в Майори в 1930-м. Под ресторан Антонов перестроил бывшую дачу завода «Вольфшмидта» (ныне это предприятие «Латвияс балзамс»). К работе над интерьером привлёк своего коллегу – одного из самых известных рижских дизайнеров Льва Витлина. На счету последнего были отделка столичного кафе «Рококо» на углу Элизабетес и Базницас, «Моны» (в советское время там была «Луна»), ресторана для рижских миллионеров Mascotte – на Кр.Валдемара,21. 

Витлин работал в стиле art deco, вытягивал интерьер не только роскошными материалами, но и игрой цвета, неожиданными композициями. Так, в «Рококо» абажуры ламп были оклеены старинными картами, в «Лидо» драпировка мебели строилась на контрастах чёрного и красного цветов.

 Перед тем как приступить к проекту «Лидо», Антонов отправился в Европу – побывал в модных ресторанах Парижа, Берлина. Ткани, мебель, лампы заказывал в столице Германии. Антонов и сам знал толк в интерьере – в 1926-м стал главным декоратором Театра русской драмы. В том же году появляется его первое крупное общественное сооружение – здание редакции «Сегодня» на Дзирнаву.

 

Потом были кинотеатр «Гайсма» на Таллинас, латвийский павильон для Всемирной выставки в Брюсселе, за который он получил две золотые медали, частные особняки, гостиница «Рига»… Ну а в 1930-м, как писали газеты, у латвийской богемы появилось «роскошное гнёздышко» на Рижском взморье. В первые годы сливки общества отмечали здесь и Лиго. Пел им солист Национальной оперы Марис Ветра, алкогольные коктейли готовил экс-живописец Харийс Скриде – самый талантливый ученик ректора Академии художеств Вильгельма Пурвитиса. Жизнь заставила его сменить кисти на стаканы и бутылки…

 

В середине 1930-х появилась открытка с видом летнего «Лидо» (к сожалению, в моей коллекции её нет). Двор украшал фонтан с бассейном, посетители расслаблялись на воздухе – за столиками под тентами. При входе публику встречало чучело оленя…

 


 

 В 1939-м, во время строительства дачи Беньямина на улице Юрас, роли поменялись – «первую скрипку» играл Витлин, ставший архитектором проекта, а самая яркая деталь – великолепный металлический забор создан по чертежам Антонова. Некоторые местные издания пишут, что проект дома супруга «короля прессы» - Эмилия Беньямин – присмотрела в Италии, сам же архитектор - немец Ланге. Эту же информацию растиражировали и московские газеты. Не знаю, как насчёт итальянских пристрастий владелицы виллы, но проектировал её Лев Витлин. Об этом сообщается и в специализированных изданиях по юрмальской архитектуре.

 

Антону Беньямину так и не удалось увидеть летнюю резиденцию – он умер за несколько месяцев до окончания строительства. Недолго отдыхала там и Эмилия – в 1940-м все владения Беньяминов национализировали. Среди них было несколько домов в Риге, в поместье Валдекю под Кандавой, в котором Эмилия любила проводить последние годы. Бывал там и Вилис Лацис – тогда газетчик «Яунакас зиняс», к которому «королева» благоволила, не жалея гонораров. Вскоре не без участия Лациса, вошедшего в состав нового советского правительства, Эмилию выслали в Сибирь, где под занавес 1941-го она умерла от дизентерии…

 «Дача Беньяминов» долгие десятилетия была скрыта завесой таинственности. Во время нацистской оккупации здесь была резиденция наместника фюрера в Балтии и Белоруссии рейхскомиссара Лозе, после войны – вотчина так называемого 4-го управления. Там отдыхали местные партийные шишки, их покровители из Москвы, зарубежная партийная элита.

 

В 2008 году  резиденция Cote D*Azur – таково новое название особняка – была выставлена на продажу московской компанией по недвижимости за 27,5 млн.евро. Даже американский журнал Forbesписал, что это один из самых дорогих объектов недвижимости в Восточной Европе. Нашлись ли покупатели, трудно сказать. В любом случае, как бы впредь не назывался особняк, в народе ещё долгие десятилетия он останется «дачей Беньямина», созданной представителями довоенной русской Риги – Львом Витлиным и Сергеем Антоновым.

 

От другого их юрмальского проекта – «Лидо» - остались лишь старые фотографии. Новые собственники превратили его в развалины.