В начале 1970-х гостиница в Юрмале была всего лишь одна, зато несколько кемпингов. В Пумпури, Меллужи, Вайвари, Яункемери…  Летом 1972 в последнем останавливалась звёздная чета – Высоцкий и Марина Влади.

Владимир Семенович приехал в Латвию на съёмки — режиссер Столпер снимал фильм по пьесе Симонова "Четвертый". Съемки шли два месяца — в июле, августе. Времени много, лето, жара, и актер, говоря языком спортивных комментаторов, начал "нарушать спортивный режим". Съемки оказались под угрозой. Режиссеру доложили, что спасти ситуацию может только единственный человек — Марина Влади, супруга Высоцкого. Отправили гонца в Первопрестольную.
"Марина тотчас же прилетела, бросив все свои дела, — вспоминала одна из участниц картины. — И принялась выручать его, а значит, нас. Приводила его всеми известными ей способами в норму и сообщала нам, когда мы можем присылать за ним машину".
Номер известной паре подыскали на взморье — в кемпинге "Яункемери". В свободные от съемок дни они ездили по Юрмале. Однажды рижские журналисты организовали их встречу с популярным певцом из Чехословакии Карелом Готтом, гастролировавшим в то время в Риге. Встреча произошла в Дубулты, в Доме творчества писателей. Побывали заезжие знаменитости и в рыболовецком колхозе в устье Лиелупе — "Узвара". В одном из латышских журналов потом появилась статья об этом. Впрочем, многого журналисты не знали. О некоторых нюансах приезда знаменитой пары мне рассказывала начальник управления торговли Юрмалы тех лет Марина Затока.

Вскоре после того, как артисты поселились в Яункемери, молодому начальнику управления торговли позвонили из горкома: "Затока, срочно лети в Яункемери, нужно уладить некоторые формальности". Она стремглав туда. Стучит в дверь, открывает Влади, сушащая феном волосы. Оказалось, артисты не хотели питаться в общей столовой — все их разглядывали. Спросили, можно ли организовать питание в номере. Марина Фалилеевна все устроила — им стали приносить еду в номер. Чуть позже актеров пригласили в одну из закрытых взморских финских бань. По воспоминаниям собеседницы, Высоцкий пел под гитару, а взгляды всех присутствующих мужчин были устремлены на Влади — она была очень красива. Марина же, как зачарованная, смотрела только на одного человека — Владимира Высоцкого. Ощущение было такое, что для нее больше никто не существовал.

Вдвоем им больше не довелось бывать в Юрмале, а Высоцкий приехал еще раз. В июле 1975 Александр Митта пригласил его на роль предка Пушкина Ибрагима Ганнибала в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Роль удалась, и все же настроение актера было испорчено: режиссер отказался использовать в фильме великолепные песни — "Купола" и "Разбойничья". Рассказывают, что Высоцкий был взбешен. Впоследствии он отказался от всяких творческих контактов с Миттой.

Кемпинга "Яункемери", как и большинства других кемпингов взморья, давно нет. Они пришли в упадок после независимости — не стало клиентов. Ведь приезжали туда в основном автолюбители из Союза, а после того, как Латвия отгородилась, автотуризм с восточного направления накрылся. С Запада что–то не едут. Кемпинги нет смысла восстанавливать, но, может быть, власти города–курорта могли бы установить памятник или памятную доску выдающемуся барду и его супруге в том месте, где они жили и бывали — в Яункемери, Дубулты или Лиелупе? Все–таки это понятнее будет, чем скульптура черепахе, водруженная возле пляжа.

Кстати, первая кинонеделя "Памяти актера В. Высоцкого" прошла не в его родной Москве, где на его имя еще шесть лет фактически было наложено табу, а в Риге — осенью 1980–го. Первое упоминание имени певца на географической карте тоже имеет непосредственное отношение к Латвии. В июле 1981 года туристы из нашей республики водрузили на самом опасном пороге реки Катунь табличку с надписью "Порог имени Владимира Высоцкого". Так почему нам первыми в Балтии не установить памятник? Тем более, что повод действительно есть.