Рижское взморье вошло в историю почтовой открытки – именно там в 1894 году вышла первая иллюстрированная открытка в России.

Издателем был балтийский немец Юлий Шульц. Но Шульц вошёл в историю не только как издатель, но и как великолепный фотограф. Первая его фотомастерская открылась в Риге на Николаевской,3 (ныне Кр.Валдемара), в 1881-м. Вслед появляются филиалы в Либаве, Дерпте, на Рижском взморье. На курорте, понятное дело, на Йоменской – самой популярной артерии штрандта. Эта улица отличалась обилием фотозаведений и при царе, и в Первой республике. В начале ХХ века главными конкурентами Шульца были его соотечественники – Гебенспергер и Этингер. Фотоателье последнего располагалось на Йоменской в саду Горна – на этом месте сейчас сквер.

Майори на рубеже XIX-XX веков. Издатель – Шульц.


В довоенной Юрмале фотомастерские, известные мне, тоже были на Йомас: 24 – Левенберга, 32 – Буцлера, 56 – Боярского-Шлейфера. Там можно было не только сфотографироваться, проявить и отпечатать плёнку, но и купить фотоаппарат, отремонтировать. А в самых продвинутых любительские фотографии «раскрашивали в натуральные цвета». Интересно, что Буцлер даже в русские путеводители  подавал объявления на латышском, а еврей Левенберг, немец Шлейфер и русский Боярский – на великом и могучем.

 

Кто из моих сверстников, чьё детство пришлось на начало 1960-х, не помнит дядечек с «Зенитами», «Зоркими», «Киевами», дежуривших летом в самых оживлённых местах Юрмалы. На югах фотографы ходили по пляжу с обезьянками, попугаями и прочей экзотикой. Наши так не изгалялись. Фотографировали на фоне парусников, известных кабачков, но чаще – на фоне залива.

Взморские фотографы в 1960-е предлагали фотографироваться

на фоне таких парусников.


Установить имена этих летописцев эпохи сейчас непросто – только по фамилиям на оборотной стороне фотографий. В моей коллекции есть довоенная фотка, на оборотной стороне которой печать Левенберга. Конкурентов  у него хватало – летом народ предпочитал тусоваться на воздухе, а не в душных ателье.

В 1993-м мы с женой и маленьким сыном после длительного перерыва поехали в Юрмалу. Знакомые места трудно было узнать – запустение, полупустая Йомас. Неожиданно возле гостиницы «Юрмала» увидели пожилого грузного человека с фотоаппаратом. Ба, да это же старый знакомый моего отца – Володя Дехтярь. Оказалось, в тяжёлые времена он решил уйти из инженеров и податься в фотографы – от какого-то юрмальского ателье. Прощаясь, он сфотографировал нас на фоне гостиницы «Юрмала», а через несколько дней по почте мы получили фотографию. Дядю Володю я с тех пор больше не видел. А фотография хранится в домашнем альбоме. Глядя на неё, на снимок Левенберга 1934 года, на котором счастливые дамы в обнимку с молодым человеком позируют на фоне юрмальского кафе «Отто Шварц», вспоминаются строки Окуджавы:

Мы будем счастливы - благодаренье снимку!

Пусть жизнь короткая проносится и тает.

На веки вечные мы все теперь в обнимку

На фоне Пушкина (или Юрмалы)! И птичка вылетает...