С именем Марины Фалелеевны Затоки связана целая эпоха в истории города – курорта. Десятки ресторанов, известных далеко за пределами Латвии, появились в 1970–1980-е. Достаточно назвать «Юрас перле», «Кабург», «Узбекистон», «У самовара»…

 

- В 1960-е, когда я пришла в Юрмалу, ресторан «Юрас перле» уже работал, - вспоминает собеседница. – Но необходимы были коррективы: ведь летом народу было много, а зимой зал пустовал. Появилась идея создания ночного бара. Упор сделали на нескольких вещах: интерьере, меню и танцевально-эстрадной программе.

В оформлении нам помогали десятки промышленных предприятий республики и даже Союза. Потолок изготавливали на РЭЗе, пол, а он был светящийся, с подсветкой – на стекольном заводе, лампочки – в Чувашии…

Ноу-хау «Юрас перле» считалось меню. Горячие и холодные закуски разрабатывали на кулинарном совете с участием ведущих шеф-поваров. На весь Союз бар «Юрас перле» был известен и алкогольными коктейлями. Связаны они с именем известного ресторатора Карлиса Билдерса.

- Рано утром Билдерс приходил ко мне на приём со своими предложениями, в том числе рецептами коктейлей, - продолжает Затока. – Впрочем, ресторанной славой город обязан многим ребятам, которые работали в этой сфере: завзалом Алику Микульскому, лучшему официанту страны Зигису Иваненку, его коллеге Янису Брандерсу… Знаете, почему наши официанты выделялись на фоне других? С ними работали хореографы Театра оперы и балета – «ставили походку», обучали манерам, артистизму.

А где ещё была эстрадно-концертная программа такого уровня, как в «Юрас перле»? Достаточно сказать, что профессиональную помощь в её создании оказывал Раймонд Паулс, в ней блистали Вайкуле и Моисеев со своим трио «Экспрессия». Режиссёром был Марк Гурман. Бар отличался и режимом работы – с 18 до 6 утра.

Попасть в «Юрас перле» можно было только при галстуке. Никакие ухищрения не помогали – тех, кто не в «форме», на вечерние программы не впускали.

Популярность была колоссальной. Билеты в бар покупали за несколько месяцев. Даже зимой в пятницу, субботу и воскресенье «Юрас перле» был переполнен.

- Любая партийно-правительственная делегация, приезжавшая в республику, обязательно посещала бар «Юрас перле», - продолжает Затока. – Если времени на ночные просмотры не оставалось – программу показывали в удобное для них время.

Среди высоких гостей был лидер югославских коммунистов Иосип Броз Тито. Между прочим, именно перед его приездом была построена скоростная магистраль Рига – Юрмала. В народе её называли «15 минут по США».

 

В 1950-е на взморье ездили по такому шоссе.

 

 Затока жёстко требовала от подчинённых дисциплины. Об этом вспоминают и сегодня. К примеру, артистам варьете запрещалось выходить в зал и садиться за столики. Публика была расслабленная – а зачем проблемы… Но артисты принимали все условия. Ведь они получали по тем временам очень хорошо. Тарифные ставки у самых талантливых были выше, чем у некоторых столичных звёзд. Борис Моисеев получал больше любимицы Брежнева Зыкиной.

- Моисеев приехал в Юрмалу из Литвы, - говорит ветеран общепита. – Выглядел, мягко говоря, неважно. У него даже костюма для выступлений не было. Мы помогли, чем могли – парень-то был талантлив. И костюм купили, и тарифную ставку высокую установили.

 

Как известно, звезда Лаймы Вайкуле также взошла на сцене «Юрас перле».

- Лайма выступала в Ялте. Как-то мы с мужем отдыхали там, и зашли в ресторан. Я смотрю – поёт красивая девушка. Говорю мужу: «Нам бы такую певицу». Я и понятия не имела, кто она и откуда. А через три месяца судьба свела с ней. В «Юрас перле» мест не было, и Лайму вместе с Андреем Латковским (её супругом) приняли в ресторанчик «Лайкс» в Меллужи, потом в «Узбекистон». Однажды я зашла в «Юрас перле» и ахнула – какой-то музыкант курил на сцене. «С завтрашнего дня ты не работаешь», - сказала я. А Лаймочка и Андрей с того момента перешли в ночной бар. Надо сказать, нам повезло с Лаймой: она оказалась талантливой, работоспособной, творчески подходящей к делу. Вайкуле была не только исполнительницей собственных номеров, но и их режиссёром, художником по костюмам, балетмейстером.

 

Во время летнего сезона устраивались грандиозные вечера в честь Дня работников торговли – в выставочном зале «Дзинтари». Приходило на них до 300 человек. На каждом из вечеров всегда выступали звёзды советской эстрады, отдыхавшие в то время в Юрмале. Марины Фалелеевне никто не мог отказать – ни Аркадий Райкин, ни Алла Пугачёва, ни Миронов, ни Хазанов, ни Леонтьев, ни Резник. Однажды звонит ей директор пансионата «Лиелупе» и плачущим голосом говорит: беда – у Хазанова ночью покрышки с машины украли. А тогда это был дефицит. «Не переживайте, - успокаивает Затока. – Поможем».

 

Моя собеседница была, что называется, героем своего времени. Ведь тогда, чтобы чего-то достичь, нужно было «пробивать», крутиться. По-другому было нельзя.

- Сейчас бизнесмены строят, а тогда деньги было выбить непросто, - продолжает она. – Но я находила пути и выходы. В Латвии централизованно выделялись деньги на строительство торговых предприятий, но многие города республиканского значения не могли использовать эти средства – не знали, что с ними делать, что строить. Я шла в Госплан, Совмин, Министерство торговли с идеями, и мне передавали эти средства. Под строительство ресторана «Кабург» взяла кредит.

После завершения строительства до конца года его компенсировали за счёт городов, которые эти деньги не осваивали. Рестораны были лишь частью работы – в мою задачу входило обеспечение всех здравниц, санаториев, детсадов, пионерских лагерей продовольственными товарами.

Поэтому я построила громаднейшую универсальную базу в Слоке. У меня была большая строительная группа – 150 человек, своя проектно-сметная группа из 30 человек. Кроме того, использовала на субподрядных условиях крупнейшие строительные организации. Все люди удивлялись: как я могла это всё сделать. Я и сама сейчас удивляюсь…

 

Летом в общепите нужны были дополнительные руки – если зимой работало 4,5 тысячи человек, то в сезон – свыше 7 тысяч. Где их найти? Придумала такую схему: начала ездить по вузам страны – институтам и техникумам торговли и приглашать студентов с преподавателями поработать в наш общепит. В столовых всегда вывешивались объявления: вас обслуживают студенты такого-то института. И это действовало на ребят. Не подрывать же престиж вуза.

 

Майори. Улица Йомас

 

 - А сколько Вы всего открыли ресторанов в Юрмале?

- 47. А ещё 108 кафе и столовых. У нас была традиция: летом к курортному празднику города открывать новое предприятие общепита.

 

Благодаря энергии Затоки и её коллег, Юрмала стала первопроходцем во многих сферах ресторанного дела: там открылась одна из первых пиццерий в Союзе – в кафе «Аэро», первый гриль-бар. В кафе «Зем лайвас» в Лиелупе впервые в Латвии начали готовить копчёных кур.

Особенностью курорта стали и рестораны национальной кухни. Не только латышской («Дайна», «Миезитис»), но и других. Перед открытием ресторана «Узбекистон» Марина Фалелеевна побывала в Ташкенте, обсудила идею создания такого ресторана с коллегами. Наши повара ездили туда учиться. Узбеки помогли посудой, рецептурой, а затем приехали в Юрмалу обучать секретам.

 

В ресторане «Юра» была украинская кухня, в «Самоваре» - русская. Перед открытием «Самовара» юрмальчане съездили в Москву, познакомились с опытом работы «Славянского базара». Часть рецептур дали они, часть – придумали юрмальчане.

- У нас были отменные блины, - смеётся бывший начальник управления торговли. – Особенно они удавались технологу производственного отдела Дине Язеповне Савкиной. Когда приезжали серьёзные делегации, я её всегда просила замешивать тесто. Никто этого так не умел.

«Самовар» дважды горел. Первый раз его восстановили за два месяца. Затем от него остались лишь руины. Было это уже после ухода Затоки.

 

В 1980-е брендом Юрмалы стал и «Кабург». Идею его открытия юрмальчане привезли из города-побратима – французского Кабурга. Программу в новом ресторане ставил нынешний главный балетмейстер Национальной оперы Айвар Лейсманис с супругой. Программа была необычной. В первом отделении демонстрировался фильм Юриса Подниекса, специально снятый для ресторана. В нём на фоне Юрмалы участвовали все звёзды советской эстрады. Во втором – показывали самые красивые места Парижа. А уже потом был шоу-балет. Музыкальное сопровождение вёл Эдмунд Кашевский – тогда начинающий диск-жокей.

 

Кабург, как и многие другие заведения, построенные в 1970 – 1980-е, сожгли. И всё же моя собеседница не считает, что лучшие ресторанные бренды Юрмалы остались в прошлом. Да, на какое-то время развитие города остановилось, но во второй половине 1990-х вновь наметился подъём. В ресторанном бизнесе, по мнению Марины Затоки, появилось немало интересных предприятий.

 

«Работаю в Риге в ресторанном бизнесе, а живу в Юрмале. Слежу за её развитием и радуюсь, что город по-прежнему остаётся любимым местом отдыха не только для латвийцев. А возможностей для расцвета сейчас значительно больше, чем прежде».